Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 07:38

Сайт учителя начальных классов Кузнецовой Елены Анатольевны

Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт?
Всего ответов: 331
Block title

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы http://narod.ru/disk/40534573001.85bc15d2ad7d177010bb71b6deea2ff9/present-lite.zip.html

«Реализация современных технологий в УМК «Планета знаний»

Содержание:
 1.Актуальность темы
 2.Особенности УМК «Планета знаний»
 3.Реализация деятельностного метода обучения в УМК
 4.Формирование универсальных учебных действий средствами УМК «Планета знаний»
        -личностные универсальные действия
        -регулятивные универсальные действия
        -познавательные универсальные действия
        -коммуникативные универсальные действия
        -информационная грамотность
 5.Типовые задания в УМК «Планета знаний»
 6.Проектная деятельность
 7.Основы духовно-нравственного развития и воспитания в УМК
 8.Заключение
9.Литература
10.Приложение

1. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов.
Однако сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
       В своем Послании президент РФ Дмитрий Медведев отметил: "Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире".
       Никто, наверно, не возразит, что именно начальная школа – это особый этап в жизни ребенка. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. 
      Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования определил качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы, призванную обеспечить достижение следующих основных целей: 
·        развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
·        духовно-нравственное и эстетическое воспитание;
·        освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления
·        разнообразных видов деятельности;
·        охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
·        сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.
 
       Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность.  В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Во всём списке новых педагогических средств обучения ключевое значение имеет деятельностный метод, который обеспечивает не только обучение деятельности, но и глубокое и прочное усвоение знаний.
       Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре ещё сотни лет назад. «Главная цель воспитания - считал А. Дистервег – должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…».Об этом писали и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом.
       Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

2.  Для своей работы я выбрала УМК «Планета знаний». Работаю уже второй год. Предметное содержание и структура представляемого УМК «Планета знаний» соответствуют требованиям нового Государственного стандарта начального общего образования, базируются на Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), современных педагогических технологиях, общей концепции самого учебно-методического комплекта. Все структурные составляющие комплекта «Планета знаний» позволяют прежде всего формировать у учащихся такие общеучебные умения и навыки, как: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

Органической частью концепции УМК «Планета знаний» являются предметные авторские концепции, в которых учтены современные научные достижения в предметной области знаний и результат многолетней педагогической практики.

УМК «Планета знаний» состоит из учебников, рабочих тетрадей, дидактических и методических пособий по всем основным предметам для всех классов начальной школы. Авторский коллектив, создавший его, с полным основанием можно назвать учительским.

«Букварь», «Прописи» и «Русский язык» для 1 класса подготовили заслуженные учителя Российской Федерации Т.М. Андрианова и к.п.н. В.А. Илюхина.

«Литературное чтение» для 1–4 классов создано заслуженным учителем Российской федерации, к.п.н. Э.Э. Кац.

«Английский язык» для 2– 4 классов написали учителя с большим стажем практической работы Е.В. Насоновская, Н.Ю. Горячева, С.В. Ларькина. Учитель-историк, к. ист. н. Е.В. Саплина – один из авторов учебников «Окружающий мир» для 3– 4 классов.

В создании комплекта участвуют известные ученые-педагоги. Под руководством академика Российской академии образования М.И. Башмакова подготовлена «Математика» для 1–4 классов, «Русский язык» для 2– 4 классов написан к.п.н. Л.Я. Желтовской, «Музыка» – д.п.н. Т.И. Баклановой, «Изобразительное искусство» – д.п.н. Н.М. Сокольниковой. Соавторами учебных материалов по предмету «Окружающий мир» являются профессор И.В. Потапов, к.п.н. Г.Г. Ивченкова и к. ист.н. А.И. Саплин.

Ценнейший опыт научной и практической деятельности авторского коллектива воплощен в УМК «Планета знаний».

Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности – в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.

Содержание каждого учебника делится на три–пять крупных разделов. Каждый раздел начинается со специального разворота – маршрута, где изобразительными средствами представлены содержание, логика и этапы изучения материала, что позволяет учащимся представить последовательность изложения учебных тем и сформировать понимание плана их изучения. Каждый урок делится на инвариантную и вариативную части. Каждый раздел учебника завершается проверочной работой, тренинговыми заданиями и проектной деятельностью.

Такая структура учебников и рабочих тетрадей обеспечивает возможность организации дифференцированного подхода к обучению. Авторский коллектив исходил из того, что дифференцированный подход к обучению –  это прежде всего учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения в образовательном пространстве.

         Организация  учебной деятельности учащихся строится на основе системно- деятельностного подхода, который предполагает:
·         ориентацию на достижение цели и основного результата образования развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
·         опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
            — проблемно-диалогическую технологию,
            — технологию мини-исследования,
            — технологию организации проектной деятельности,
                      технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
 
3.Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод обучения. Данная дидактическая модель позволяет осуществлять формирование мышления через обучение деятельности, умения адаптироваться внутри определённой системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и её результатов (рефлексия).
        Эта тенденция особенно ярко выражена в стандартах нового поколения. В истории образования выделены три конкурирующих подхода к разработке стандартов, за каждым – своя методология. Наиболее разработанный , традиционный подход может быть назван «ЗУНовским». Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам.
Второй подход называется компетентностным. Но Главное для нас сегодня-это развитый в истории отечественной психолого-педагогической науки системно-деятельностный подход в образовании.
Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам  в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
 Структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения. Она имеет следующий вид:
*на этапе постановки учебной задачи осуществляется целеполагание и мотивация. В любой образовательной программе мотивационно-ценностный момент должен быть ведущим. Об этом говорится и в стандартах нового поколения.
Этап мотивирования к учебной деятельности предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке, а именно
1)актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»)
2)создаются условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную  деятельность («хочу»)
3)устанавливаются тематические рамки («могу»)
Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей. На своих уроках мы используем различные способы мотивации:
-создание проблемной ситуации
-нестандартные формы проведения уроков
-анализ жизненных ситуаций, личный опыт детей
Учебная проблема существует в двух основных формах:
1.как тема урока
2.как не совпадающий с темой вопрос, ответом на который является новое знание.
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: -побуждающий диалог; подводящий диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом (самый элементарный метод).Н:-кроссворд, загадка, ребус, найти лишнее, ситуация из жизни, прём «Яркое пятно»(фрагменты худ. произведений, случаи из жизни, шутки, демонстрация опытов).
Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса по русскому языку в УМК «Планета знаний» помогает реализация деятельностного подхода, в соответствии с которым организация учебного процесса на уроке, выстраивание системы упражнений осуществляется с учетом структуры любого вида сознательной деятельности человека: мотив, цель, замысел, ориентировка, планирование, реализация, контроль. Примером может послужить система формирования стержневых коммуникативно- речевых умений: ставить коммуникативные задачи (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить и пр.); осознавать замысел высказывания (зачем говорю); ориентироваться в условиях общения, в речевой ситуации (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах); планировать речевые действия: при создании высказывания намечать ход развития мысли, выбирать тип речи (повествование, описание, рассуждение), жанр, стиль (что скажу); при восприятии речи уточнять задачу восприятия, по отдельным деталям предполагать ход развития мысли говорящего (что и зачем услышу); выражать и развертывать мысль (что говорю); целенаправленно воздействовать на собеседника в зависимости от речевой задачи (как говорю); осуществлять контроль за речью (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное и пр.).
      Памятуя о постулате, что языку научить нельзя, ему можно только научиться, автор уделяет серьезное внимание формированию мотива изучения языка как в целом, так и отдельных тем курса. С этой целью вводится специальный программный материал, а также создаются учебные ситуации с использованием мотивационных заданий учебника на уроках. Перечислим некоторые из них.
Для создания мотивов высказываний задаются речевые ситуации типа:
обсуждение образцов детского словотворчества и понимания детьми выражений русского языка,
оценка правильности (неправильности) высказываний героев упражнений, объяснение им причин непонимания, ошибок и пр.,
рассказы, описания, адресованные вымышленным героям (Дед Мороз: "Детки дорогие! Да я не знаю, что такое лето".),
     
обмен мнениями по поводу смысла пословиц, формул речевого этикета,
объяснения, почему собеседники не поняли друг друга, почему один из них обиделся и т. п.,
оценка точности рисунка к тексту, к выражению (Почему художник так изобразил…),
речевое поведение в воображаемой ситуации (Представь себе…),
отзывы о любимых мультфильмах, прочитанных книгах, временах года,
призыв помочь зимующим птицам,
необходимость поздравить, написать письмо, подписать конверт и др.
      Часто мотивом к высказыванию служат читаемые тексты, точнее, мнения персонажей или самих авторов. В то же время мотивом к восприятию (слушанию, чтению) текстов часто служат рубрики "Это интересно…", "Знаете ли вы?..", указание на то, о чем можно узнать из текста, с каким мнением автора познакомиться, проверить свои предположения (прогнозы) по содержанию и т. п.
      Специальные задания мотивационного характера даются и к учебному языковому материалу. Например, обращение к слого- звуковому анализу слова происходит в целях выяснения, почему трудно произносить скороговорку типа У Кондрата куртка коротковата. Дети помогают персонажам учебника решать языковые задачи, объяснять причины неверного решения; играя, группируют слова по разным основаниям, ищут опоры и помощи при обобщении материала в таблицах, схемах.
 
Деятельность- это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Так говорится в стандартах  нового поколения.
. . . . . . . . . . . . 
Полностью данный материал можно скачать по ссылке в начале страницы


______________________________

Работа содержит:

1.Текстовый документ

Часы
Календарь
Мудрые мысли
В помощь учителю
  • Министерство образования России
  • Министерство образования РК
  • КРИРО
  • Управление образования г.Печора
  • Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz